Проект по внедрению программы экологического образования на примере Кербулакского района Алматинской области, Аральского района Кызылординской области, Каракиянского района Мангистауской области и школы №25 г.Астаны.

Проект Правительства «Повышение устойчивости системы охраняемых территорий в пустынных экосистемах через продвижение совместимых с биоразнообразием источников жизнеобеспечения внутри и вокруг охраняемых территорий»

Целью проекта ПРООН-ГЭФ «Повышение устойчивости системы охраняемых территорий в пустынных экосистемах через продвижение совместимых с биоразнообразием источников жизнеобеспечения внутри и вокруг охраняемых территорий» является повышение устойчивости охраняемых территорий в глобально значимых пустынных и полупустынных экосистемах посредством расширения их географического охвата, продвижения ландшафтного подхода и поддержки совместимых с биоразнообразием источников жизнеобеспечения на территории ООПТ и прилегающих к ним территориях.

В рамках второго компонента Проекта реализуется демонстрационный проект по внедрению программы экологического образования на примере Кербулакского района Алматинской области, Аральского района Кызылординской области, Каракиянского района Мангистауской области и школы №25 г.Астаны.

 

Цель проекта - формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (школы) и природоохранных организаций для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Задачи:

®    расширение и углубление знаний, учащихся по предметам естественно-научного цикла, общих знаний о природе взаимодействия общества и природы (разработка Программы экологического образования для 6, 7, 8 классов с учетом региональных особенностей для каждой проектной территории; разработка учебно-методического пособия к программе; утверждение Программы в районных отделах образования; организация и проведение обучающих семинаров для учителей биологии, химии, географии пилотных школ; апробация и внедрение Программы экообразования в школы; проведение конкурса среди учителей школ на лучшее преподавание программы экологического образования.);

®    приобщение школьников к творческой и практической исследовательской деятельности (тематическое оформление экологических классов; приобретение лабораторного и технического оборудования для пилотных школ; определение учебных полигонов для проведения полевых практик; организация и проведение конкурса на лучшую исследовательскую и творческую работу среди школьников);

®    демонстрация и тиражирование итогов проекта (организация и проведение научно-технической конференции; освещение проекта в региональных СМИ, ТВ, социальных сетях).

 

Проектные территории: Алматинская, Кызылординская, Мангистауская области и г.Астана

 

Знание и понимание экологических проблем закладывается еще в школе. Экологическое образование школьников должно занимать особое место, как в деятельности природоохранных организаций, так и в деятельности системы народного образования. На сегодняшний день в школьной программе казахстанских школ нет отдельного предмета, нацеленного на понимание взаимосвязей в окружающей среде, так же, как и нет единого плана работы по экообразованию. Существует разрыв между знаниями и пониманием проблемы, т.е., владение связью событий.

Учитывая данную ситуацию, в рамках настоящего проекта разработана Программа по экологическому образованию для учителей средних школ для 6,7,8 классов для каждой из проектной территорий.

С целью лучшей организации научно-исследовательской деятельности школьников в каждой пилотной школе оформлены тематические экологические классы, приобретено лабораторное и техническое оборудование, что позволит использовать различные методы подачи программы экообразования (карты, стенды, книги, электронные микроскопы, компасы, гербарии, географическая площадка, фото и видео аппаратура, экраны и проекторы и тд.).

В рамках проекта учителя химии, биологии, географии и других, смежных с экологией дисциплин прошли обучение по данной программе и теперь более квалифицированно преподавать основы экологии, как в рамках своих предметов, так и вести отдельные курсы.

В мае 2018 года прошли районные научно-практические конференции для учителей и учащихся пилотных территорий. Цель конференции – вовлечение школьников 6-10 классов и их учителей в научно-исследовательскую и практическую деятельность, связанную с выявлением экологических проблем местных территорий и поиском путей их решения на локальном уровне, для улучшения качества окружающей среды и устойчивости местного сообщества. В конференции приняли участие учащиеся 6-10 классов средних общеобразовательных школ пилотных территорий и педагоги, внедряющие экологическое образование и образование для устойчивого развития в свою практику.