Экологическое образование

14 июня 2021 года ОО «ЭКОЦЕНТР» в рамках реализации проекта Правительства РК, ПРООН/ГЭФ «Сохранение и устойчивое управление ключевыми глобально значимыми экосистемами для получения различных выгод» начал реализацию проекта по разработке и реализации программы дополнительного экологического образования на 3-х проектных территориях: Алтай и Саур-Тарбагатай, Северный Тянь-Шань и Жетысуйский Алатау, Западный Тянь-Шань.

 Краткая информация:

С 2018 года на территории республики реализуется Проект ПРООН-ГЭФ «Сохранение и устойчивое управление ключевыми глобально значимыми экосистемами для получения различных выгод». Стратегия Проекта заключается в комплексном решении вопросов сохранения и устойчивого использования лесных экосистем в Казахстане путем улучшения управленческих подходов как внутри системы ООПТ, так и на прилегающих ландшафтах с целью устойчивого использования ЛВПЦ.

 Пилотные территории:

• Восточно-Казахстанская область: леса Алтайских гор, Саура и Тарбагатая;

• Алматинская область: горные леса Жетысуйского Алатау, горные леса Северного и Центрального Тянь-Шаня, тугайные леса реки Иле, саксауловые леса бассейна реки Иле и Прибалхашья

• Туркестанская область: горные леса Западного Тянь-Шаня, тугайные леса реки Сырдарья.

 Биоразнообразие лесных экосистем 3-х проектных регионов уникально и уязвимо. Существующие угрозы такие как браконьерство, незаконная рубка, лесные пожары, неконтролируемый туризм, изменение климата подвергают утрате ключевых лесных экосистем и потере мест обитания, сокращение видового биоразнообразия.

Эколого-просветительская работа ориентирована на самые широкие слои населения: местных жителей и посетителей ООПТ, сельское и городское население, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управления и бизнеса. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся, в первую очередь школьники.

В призме этих проблем как никогда актуальна реализация образовательных программ, направленных на воспитание экологической культуры у учащихся.

На сегодняшний день учащиеся школ недостаточно имеют знаний о биоразнообразии, растительном и животного мире, охраняемых территориях своего родного края.

В целях повышения уровня знаний о значимости лесных экосистем и биоразнообразия в рамках проекта на 3-х проектных территориях планируется запуск и реализация Программы экологического образования, которая будет апробирована и внедрена на базе пилотных школ, расположенных вблизи пилотных лесных ООПТ.

 Пилотные ООПТ:

• Проектная территория «Алтай, Саур-Тарбагатай», Катон-Карагайский ГНПП и Маркакольский ГПЗ;

• Проектная территория «Северный Тянь-Шань и Жетысуский Алатау», Чарынский ГНПП и ГНПП «Көлсай көлдері»;

• Проектная территория «Западный Тянь-Шань», Сайрам-Угамский ГНПП.

 В соответствии с установленными критериями совместно с пилотными ООПТ и представителями районных отделов образования на 3-х территориях проведен отбор пилотных школ для реализации пилотного проекта по дополнительному экообразованию. В результате отобраны 6 пилотных школ.

 Территория реализации и пилотные школы:

1) Алматинская область, Уйгурский район, с. Шонжы, КГУ «Средняя школа № 4»;

2) Алматинская область, Кегенский район, с. Саты, КГУ «Средняя школа им. А. Туркебаева»;

3) Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район с. Улкен-Нарын, КГУ «Средняя школа им К. Дамитова»;

4) Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район с. Топкаин, КГУ «Топкаинская средняя школа»;

5) Восточно-Казахстанская область, Курчумский район, с. Маркаколь, КГУ «Маркакольская средняя школа № 1»;

6) Туркестанская область, Толебийский район, с. Казахстан, КГУ «Общеобразовательная средняя школа Казахстан».

 

Данная работа по проекту будет состоять из 3-х основных направлений:

I. Разработка, внедрение и реализация Программы дополнительного экологического образования на 3-х проектных территриях.

Учебные материалы по Программе дополнительного экологического образования будут включать следующее:

1) учебно-методическое пособие дополнительного экологического образования для учителей естественных дисциплин (на русском и казахском языках) для 3, 6, 7 и 8 классов. Пособие будет включать темы и планы занятий (теория и практика), распределение часов на учебный год и др.;

2) цикл электронных лекций (презентации) и практических материалов для учащихся 6, 7 и 8 классов по дополнительному экологическому образованию. Темы будут отражать вопросы изучения и сохранения биоразнообразия 3-х проектных территорий: растительный мир, животный мир, экосистемы, ООПТ, угрозы и экологические проблемы и др. Лекционные презентации и практические материалы будут разработаны и выпущены на казахском и русском языках;

3) для каждой проектной территории будут разработаны по 5 видеоуроков на казахском и русском языках, продолжительностью 15-20 минут.

 II. Приобщение школьников к творческой и практической деятельности и техническая поддержка пилотных школ.

1. Техническая поддержка 6-ти пилотных школ, включающая приобретение оборудования и техники, книг для кабинетов экологии/биологии в целях демонстрации учебных материалов по дополнительному экологическому образованию и ведения учебных занятий.

2. Тематическое оформление кабинетов экологии/биологии в 2-х пилотных школах.

3. Оформление метеоплощадок на территории 2-х пилотных школ.

4. Совместно с Катон-Карагайским ГНПП организация на территории Медведского лесного питомника демонстрационной учебной площадки для проведения практических занятий школьников с. Топкаин и других школ Катон-Карагайского района. На площадке будет установлен информационный стенд для организации экологического просвещения и практических занятий в лесном питомнике.

5. Техническое укрепление школьного лесничества КГУ «Общеобразовательная средняя школа Казахстан» в с. Казахстан. По данному пункту будут разработаны Положения о школьном лесничестве и план работ школьного лесничества, приобретены необходимые инструменты и оборудование для школьного лесничества и организована деятельность школьного лесничества.

6. Совместно с пилотными ООПТ будет проведен конкурс среди учащихся всех школ 5-ти пилотных районов на лучшую исследовательскую работу по изучению и сохранению биоразнообразия пилотного региона.

III. Повышение потенциала, мониторинг, оценка и репликация полученных результатов по внедрению Программы дополнительного экологического образования.

1. Проведение обучающих тренингов для учителей всех общеобразовательных школ 5-ти пилотных районов (Катон-Карагайский, Курчумский, Толебийский, Уйгурский, Кегенский) по работе с программой дополнительного экологического образования, методике ведения занятий, использованию учебного материала.

2. Организация и проведение конкурса в онлайн-формате среди учителей школ 5-ти пилотных районов на лучшее проведение уроков по экологии.

3. В целях репликации полученных результатов и опыта - создание Youtube-канала, наполнение его всеми электронными учебными материалами.