14 июня 2021 года ОО «ЭКОЦЕНТР» в рамках реализации проекта Правительства РК, ПРООН/ГЭФ «Сохранение и устойчивое управление ключевыми глобально значимыми экосистемами для получения различных выгод» начал реализацию проекта по разработке и реализации программы дополнительного экологического образования на 3-х проектных территориях: Алтай и Саур-Тарбагатай, Северный Тянь-Шань и Жетысуйский Алатау, Западный Тянь-Шань. Краткая информация:С 2018 года на территории республики реализуется Проект ПРООН-ГЭФ «Сохранение и устойчивое управление ключевыми глобально значимыми экосистемами для получения различных выгод». Стратегия Проекта заключается в комплексном решении вопросов сохранения и устойчивого использования лесных экосистем в Казахстане путем улучшения управленческих подходов как внутри системы ООПТ, так и на прилегающих ландшафтах с целью устойчивого использования ЛВПЦ. Пилотные территории:• Восточно-Казахстанская область: леса Алтайских гор, Саура и Тарбагатая;• Алматинская область: горные леса Жетысуйского Алатау, горные леса Северного и Центрального Тянь-Шаня, тугайные леса реки Иле, саксауловые леса бассейна реки Иле и Прибалхашья• Туркестанская область: горные леса Западного Тянь-Шаня, тугайные леса реки Сырдарья. Биоразнообразие лесных экосистем 3-х проектных регионов уникально и уязвимо. Существующие угрозы такие как браконьерство, незаконная рубка, лесные пожары, неконтролируемый туризм, изменение климата подвергают утрате ключевых лесных экосистем и потере мест обитания, сокращение видового биоразнообразия.Эколого-просветительская работа ориентирована на самые широкие слои населения: местных жителей и посетителей ООПТ, сельское и городское население, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управления и бизнеса. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся, в первую очередь школьники.В призме этих проблем как никогда актуальна реализация образовательных программ, направленных на воспитание экологической культуры у учащихся.На сегодняшний день учащиеся школ недостаточно имеют знаний о биоразнообразии, растительном и животного мире, охраняемых территориях своего родного края.В целях повышения уровня знаний о значимости лесных экосистем и биоразнообразия в рамках проекта на 3-х проектных территориях планируется запуск и реализация Программы экологического образования, которая апробирована и внедрена на базе пилотных школ, расположенных вблизи пилотных лесных ООПТ. Пилотные ООПТ:• Проектная территория «Алтай, Саур-Тарбагатай», Катон-Карагайский ГНПП и Маркакольский ГПЗ;• Проектная территория «Северный Тянь-Шань и Жетысуский Алатау», Чарынский ГНПП и ГНПП «Көлсай көлдері»;• Проектная территория «Западный Тянь-Шань», Сайрам-Угамский ГНПП. В соответствии с установленными критериями совместно с пилотными ООПТ и представителями районных отделов образования на 3-х территориях проведен отбор пилотных школ для реализации пилотного проекта по дополнительному экообразованию. В результате отобраны 6 пилотных школ. Территория реализации и пилотные школы:1) Алматинская область, Уйгурский район, с. Шонжы, КГУ «Средняя школа № 4»;2) Алматинская область, Кегенский район, с. Саты, КГУ «Средняя школа им. А. Туркебаева»;3) Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район с. Улкен-Нарын, КГУ «Средняя школа им К. Дамитова»;4) Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район с. Топкаин, КГУ «Топкаинская средняя школа»;5) Восточно-Казахстанская область, Курчумский район, с. Маркаколь, КГУ «Маркакольская средняя школа № 1»;6) Туркестанская область, Толебийский район, с. Казахстан, КГУ «Общеобразовательная средняя школа Казахстан». Данная работа по проекту состояла из 3-х основных направлений:I. Разработка, внедрение и реализация Программы дополнительного экологического образования на 3-х проектных территриях.Учебные материалы по Программе дополнительного экологического образования включают следующее:1) учебно-методическое пособие дополнительного экологического образования для учителей естественных дисциплин (на русском и казахском языках) для 3, 6, 7 и 8 классов. Пособие будет включать темы и планы занятий (теория и практика), распределение часов на учебный год и др.;2) цикл электронных лекций (презентации) и практических материалов для учащихся 6, 7 и 8 классов по дополнительному экологическому образованию. Темы отражают вопросы изучения и сохранения биоразнообразия 3-х проектных территорий: растительный мир, животный мир, экосистемы, ООПТ, угрозы и экологические проблемы и др. Лекционные презентации и практические материалы выпущены на казахском и русском языках. II. Приобщение школьников к творческой и практической деятельности и техническая поддержка пилотных школ.1. Техническая поддержка 6-ти пилотных школ, включающая приобретение оборудования и техники, книг для кабинетов экологии/биологии в целях демонстрации учебных материалов по дополнительному экологическому образованию и ведения учебных занятий.2. Тематическое оформление кабинетов экологии/биологии в 2-х пилотных школах. 3. Оформление метеоплощадок на территории 2-х пилотных школ.4. Совместно с Катон-Карагайским ГНПП организация на территории Медведского лесного питомника демонстрационной учебной площадки для проведения практических занятий школьников с. Топкаин и других школ Катон-Карагайского района. На площадке установлен информационный стенд для организации экологического просвещения и практических занятий в лесном питомнике.5. Техническое укрепление школьного лесничества КГУ «Общеобразовательная средняя школа Казахстан» в с. Казахстан. По данному пункту разработаны Положения о школьном лесничестве и план работ школьного лесничества, приобретены необходимые инструменты и оборудование для школьного лесничества и организована деятельность школьного лесничества. 6. Совместно с пилотными ООПТ проведен конкурс среди учащихся всех школ 5-ти пилотных районов на лучшую исследовательскую работу по изучению и сохранению биоразнообразия пилотного региона.Объявлен конкурс среди учащихся школ 5-ти пилотных районов на лучшую исследовательскую работу по изучению и сохранению биоразнообразия родного края. Объявление, Положение о данном конкурсе было распространено через районные отделы образования и местных координаторов, также размещено на инстаграмм-странице организации.Для участия в Конкурсе участники предоставили Организатору Заявку участника вместе с Конкурсной работой согласно Положению конкурса, выслав на электронный адрес ecoproject7073@gmail.com в период с 05 по 21 апреля 2022 года.В 1 Туре конкурса приняли участие 50 работ школьников 6, 7 и 8 классов общеобразовательных школ пилотных. Во II Туре онлайн приняли участие 27 конкурсантов с презентациями своих работ.Большинством голосов членов конкурсной комиссии определены 16 победителей конкурса исследовательских работ по изучению и сохранению биоразнообразия своего региона среди учащихся 6, 7, 8 классов общеобразовательных школ, которые были награждены дипломами и ценными призами: за 1 место – сотовый телефон, 2 место – смарт-часы, 3 место – смарт-браслет.Остальные конкурсанты, прошедшие во 2 тур и не занявшие призовые места, получили сертификаты об участии в конкурсе. Список победителей конкурса исследовательских работ по изучению и сохранению биоразнообразия своего региона среди учащихся 6, 7, 8 классов общеобразовательных школ:Кегенский район Алматинской области 1 место - Суюн Аяна, «Қарқара орта мектебі мектепке дейінгі шағын орталығымен және Ереуіл бастауыш мектебімен» КММ2 место - Жақып Зергүл Талғатқызы,Тұйық орта мектебі3 место - Сенбай Жаннұр Ұланқызы, «Айтжан Түркебаев атындағы мектеп-лицейі мектепке дейінгі шағын орталығымен» КММКурчумский район, ВКО1 место - Муратканов Маргулан, село Курчум КГУ «Курчумская средняя школа им Н. Островского» 2 место - Мұқанова Айзере Даниярқызы, Қаратоғай ауылы «Қаратоғай орта метебі» КММ3 место - Нұрланқызы Еркеназ, Алғабас ауылы «Алғабас орта мектебі» КММУйгурский район Алматинской области1 место - Керимова Милана, «А.Розыбакиев атындағы орта мектебі» КММ2 место - Талинова Шерина, «Илья Молутов (Бахтия) атындағы №3 орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі3 место - Тілеухан Ақпейіл, «Тиірмен қазақ орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіТолебийский район Туркестанской области1 место - Зулпухар Адина, Балдыберек жалпы орта білім беретін мектебі2 место - Скақбаева Ақбота, Қазақстан жалпы орта білім беретін КММ3 место - Мырзахмет Жансерік, Қасқасу шағын жинақты жалпы орта білім беретін мектебіКатон-Карагайский район, ВКО1 место - Айбеков Асхат, «Ақсу орта мектебі» КММ2 место - Қайырдинов Досымжан, КГУ «Малонарымская средняя школа»2 место - Сеитова Айша Азаматқызы, «Топқайың орта мектебі» КММ3 место - Самсонов Владислав, КГУ «Солоновская средняя школа» III. Повышение потенциала, мониторинг, оценка и репликация полученных результатов по внедрению Программы дополнительного экологического образования.1. Проведение обучающих тренингов для учителей всех общеобразовательных школ 5-ти пилотных районов (Катон-Карагайский, Курчумский, Толебийский, Уйгурский, Кегенский) по работе с программой дополнительного экологического образования, методике ведения занятий, использованию учебного материала.В марте и апреле 2022 г. проведены Тренинги для учителей естественных дисциплин общеобразовательных школ пилотных районов по ведению уроков дополнительного экологического образования с использованием разработанного цифрового материала в рамках проекта. Тренинг вели Курмашова М. и эксперт проекта Ковшарь И., которая представила разработанный цифровой учебный материал и методику преподавания с использованием данного материала. Курмашова М. сопровождала проведение тренинга на казахском языке. Всего приняло участие 137 участника, которые получили цифровой материал, записанный на флешки, куда запишут в дальнейшем предоставленный им весь материал. Учителя, представители районных отделов образования выразили свое мнение, что данный разработанный материал и его качественное и профессиональное цифровое представление являются актуальным, современным методом преподавания, который окажет посильную помощь во внедрении экологического воспитания и образования. 2. Организация и проведение конкурса в онлайн-формате среди учителей школ 5-ти пилотных районов на лучшее проведение уроков по экологии.С 10 мая по 20 июня 2022 года проведен конкурс среди учителей естественных дисциплин 6, 7, 8 классов общеобразовательных учреждений Кегенского и Уйгурского районов Алматинской области, Катон-Карагайского и Курчумского районов Восточно-Казахстанской области, Толебийского района Туркестанской области на лучший открытый урок.Всего подано на конкурс 23 работы от:
Призовые места получили следующие конкурсанты: 1 степень:- Курегенова Сагила Орынхановна, "Адамның табиғаттағы рөлі. Қазақстанның экологиялық мәселелері", Бексейіт Түлкиев атындағы жалпы орта білім беретін КММ, Толебийский район Туркестанской области- Чурчутова Айдана Абильевна, "Қоршаған ортаны ластайтын заттар", «№1 Марқакөл орта мектебі» КММ, Курчумский район Восточно- Казахстанской области- Асанова Сабина Бахитжановна, "Шарын өзенінің экологиялық ахуалы", «А.Розыбакиев атындағы орта мектебі» КММ, Уйгурский район Алматинская область2 степень:- Мамаева Гулден Бурибековна, "Экологиялық мәселелерді шешу жолдары", Қасқасу шағын жинақты жалпы орта мектебі, Толебийский район Туркестанской области- Джумагулова Амина Казьякберовна,"«Экология Особо-охраняемых территорий Катон-Карагайского ГНПП. По эколого-туристическим тропам Катон-Карагайского ГНПП», КГУ "Урыльская средняя школа", Катон-Карагайский район Восточно- Казахстанская область- Тайтикенова Асель Сериковна, "Қазіргі экологиялық проблемалар", Н.Островский атындағы №4 Күршім орта мектебі, Курчумский район Восточно- Казахстанской области- Айташова Сағын Маратбекқызы, "Шарын МҰТП аумағының ерекшеліктері. Шарын шатқалы - баға жетпес табиғат ескерткіші", Шонжы «Абай атындағы орта мектебі», Уйгурский район Алматинская область- Әлдибек Маржан Жақыпбекқызы, "Адамның табиғаттағы ролі. Табиғатты тиімді пайдалану. Табиғатты қорғау. Биологиялық алуантүрлілікті сақтау. Дүниежүзілік Тұқым қоры",«Мектепке дейінгі шағын орталығы және Түменбай бастауыш мектебі бар С.Серкебаев атындағы орта мектеп-гимназия», Кегенский район Алматинской области3 степень:- Умбетеева Асель Семейгазыевна, "Экологиялық саяхат", КММ «Солоновская средняя школа», Катон-Карагайский район ВКО- Сансызбаева Көркем Мұхтарқызы, "Экология — өмірдің соғып тұрған жүрегі!", КГУ «Топкаинская средняя школа», Катон-Карагайский район ВКО- Юлдашева Мукадас Холотжановна, "Ерекше қорғалатын табиғи аумақ тардың түрлері", Шарын ОМ, Уйгурский район Алматинская область- Жақсыбаева Ғалия Ибраимқызы, "Почвы, их состав и структура", Школа-гимназия им.С.Серкебаева, Кегенский район Алматинской области Победители конкурса в каждом проектном районе были награждены дипломами I, II, III степени и денежным вознаграждением: 1 место – 50 000 тг, 2 место- 30 000 тг, 3 место – 20 000 тг. 3. В целях репликации полученных результатов и опыта - создание Youtube-канала, наполнение его всеми электронными учебными материалами.
г. Караганда ул.Таттимбета, 15, оф.4
Пн-Пт: 09:00 -18:00, Сб,Вс: выходной
г. Караганда ул.Таттимбета, 15, оф.4
Пн-Пт: 09:00 -18:00, Сб,Вс: выходной